Ребенок не хочет в школу?

Фроловский психолог Надежда Пурецкая — о том, как получать радость от уроков

Принято считать, что в школе труднее всего первоклассникам, пятиклассникам и десятиклассникам: для них это новый этап – меняются учителя, классные руководители, появляются новые предметы. Как правило, они адаптируются к школе в течение двух месяцев. Но, на мой взгляд, трудно всем – организм перестраивается после беззаботного отдыха, постоянные разнообразные умственные нагрузки сменяют их почти полное отсутствие во время каникул. Вспомните, как трудно возвращаться на работу после отпуска. Что же делать, чтобы ребенок шел в школу с радостью?

Соблюдаем режим дня

Почему это так важно? Чистая физиология. Наш организм работает циклично, и когда привыкает к распорядку, ему легче настраиваться на определенную деятельность. Предсказуемость, отсутствие спешки, привычная последовательность помогают мозгу работать более эффективно. Можно наклеить картинки на часы, обозначающие то, что предстоит выполнять в определенное время. При помощи современных гаджетов можно настроить систему напоминаний о необходимых ежедневных делах и даже о времени выхода в школу. Меньше спешки – меньше стрессов.

Интересуемся уроками

Но не так, как мы делаем это обычно: «Ну, сколько двоек сегодня принес?» Ваш ребенок делает новые открытия каждый день. Интересуйтесь не оценками, а успехами, чувствами ребенка, не оставляйте без внимания рассказы о взаимоотношениях с одноклассниками. Спросите: «Что сегодня в школе тебе понравилось (удивило, порадовало) больше всего?» или «Что интересного вам рассказывали?». Задавая эти вопросы, вы приучите ребенка к мысли, что важны в первую очередь знания, ведь уделяя внимание чувствам ребенка, вы поможете ему расти более гармоничным и здоровым.

Помогаем ученику полюбить учителя

Всячески поддерживаем авторитет учителя. Даже косвенно не даем ребенку усомниться в обязательности требований и правильности оценок. Авторитетный учитель – залог хороших знаний. Если возникают вопросы и сомнения, их лучше корректно обсудить напрямую с учителем, а не с ребенком, соседкой и подругой.

Соблюдаем баланс в системе «родитель-ученик-школа»

Здесь одинаково опасны как излишняя вовлеченность родителей в школьное обучение (что часто бывает обусловлено нерешенными личностными проблемами родителей), так и пускание ситуации на самотек. Не забывайте, что учится ваш ребенок, а не вы. Создайте условия, помогайте при необходимости, но всячески подчеркивайте, что учеба — это сфера ответственности ребенка. Другая крайность – родители самоустраняются: «Мы его отдали в школу, пусть его там учат и воспитывают», а дома не созданы элементарные условия – нет рабочего места, школьных принадлежностей. Или родители не умеют помочь ученику – здесь важно вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Заранее настраиваем, что школа это труд, а не развлечение

Чтобы ребенка не постигло разочарование, можно разработать систему поощрений. Но награждать за усилия и успехи не сладким или экранным временем, а совместными интересными занятиями, играми, развлечениями.

Требуем то, чему научили

Проанализируйте, что вызывает затруднения у ребенка. Может, он не умеет распределять время подготовки к урокам? Может, не умеет учить стихи? Или завязывать шнурки и застегивать ремень? Может, не умеет писать сочинение? Иногда пятиклассники не могут определить время по часам, а родителей это не беспокоит. А теперь ликвидируем трудности – ставим цель, разрабатываем план мероприятий, реализуем его. Теперь можно и требовать. Если возникли трудности с анализом затруднений – обращаемся к специалистам.

Предъявляем адекватные требования

На успешность в школе влияют не только умственные способности и способность к обучению. Работоспособность, уровень тревожности, состояние здоровья, умение общаться, семейная ситуация – все это может существенно влиять на оценки. Некоторые родители, успешно окончившие школу и ВУЗ, очень жестко требуют от своих детей только отличных результатов. Если ребенок не справляется с нагрузкой, не может соответствовать родительским требованиям, это приводит к неврозу. Давайте не будем забывать, что объем информации, которую усваивают школьники, увеличился в разы, и правильно расставим приоритеты.

Развиваем самостоятельность

Это важно: ребенок записывает домашнее задание сам, сам собирает портфель и т.д. Порой мы своей излишней опекой тормозим развитие самостоятельности, а потом страдаем от этого.

Радуемся успехам

Верьте в себя и в своего ребенка, внушайте ему уверенность в своих силах, ищите сильные стороны и опирайтесь на них. Отмечайте победы и успехи в семейном кругу.

Если у вашего ребенка есть особенности развития, нарушения речи, возможно, вам понадобится помощь специалистов. Не откладывайте — чем младше ребенок, тем выше эффективность лечения и коррекционных мероприятий. Обязательно сообщите о своих затруднениях классному руководителю.