Мир особого ребёнка

В нашем городе проживает более 200 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Варваре 8 лет. У неё ДЦП. Девочка ограничена в движениях, не разговаривает. Но она так же, как её ровесники, любознательна, эмоциональна, любит сказки и игры… Просто ей требуется больше заботы и помощи. Поэтому очень значимы в жизни этого ребёнка, как и многих других маленьких фроловчан с ОВЗ, занятия в реабилитационном отделении Фроловского центра социального обслуживания населения.

— Мы посещаем отделение уже четвёртый год, — рассказывает мама Варвары. — В пандемию к нам даже на дом приходили специалисты. С Варварой занимаются логопед, психолог, специалисты проводят занятия на моторику рук. Ей очень нравятся занятия, ждёт их, как праздник. Она открыта ко всему новому. Всё выполняет, повторяет, делает домашние задания. Как мама, вижу хорошие результаты. Например, у дочки стали более чёткими звуки речи. Огромную роль играют занятия в воспитании её личности, в выстраивании взаимоотношений «учитель-ученик». 

Егору 12 лет. Когда он был ещё совсем маленьким, мама заметила, что мальчик не смотрит в глаза, избегает объятий… Шоком для родителей стал диагноз «расстройство аутического спектра». Но их ответственность и своевременные занятия со специалистами помогли не запустить заболевание.

— Самый главный результат – это общение.  Егор вступает в диалог, отвечает на вопросы, смотрит в глаза, ищет контакта со взрослыми, — радуется мама. — Сейчас люди, которые его не знают, даже не заметят каких-либо признаков заболевания. Занятия со специалистами реабилитационного отделения приносят Егору большую радость, он их ждёт, он там раскрывается. Я очень благодарна всем девочкам-сотрудницам отделения: специалистам по социальной реабилитации Светлане Должиковой и Наталье Щемелёвой, логопеду Алёне Лавлинской, инструктору по адаптивной физкультуре Полине Степановой, специалисту по социальной работе Полине Вершининой, заведующей отделением Светлане Куницыной. Таких тёплых и сердечных людей я нигде не встречала. Специалисты отделения не только проводят необходимые занятия по индивидуальной программе, но и организовывают для детей праздники, поездки, например, в музей шоколада в Волгоград. Стараются уделить внимание и нам, мамам, проводят встречи, на которых мы можем выговориться или просто морально отдохнуть.                                                  

 

В работе с детьми специалисты реабилитационного отделения используют разные методики и новые технологии.

Два года назад в рамках подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов» государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» отделение пополнилось интерактивной песочницей.

Оборудование объединяет в себе набор красочных развивающих режимов. С помощью песочницы ребёнок своими руками может организовать собственный мир, который можно изменить в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Коррекционную функцию оборудования, говорят специалисты, трудно переоценить. У детей развиваются концентрация внимания, зрительная память, мышление, мелкая и крупная моторика. Ребенок получает стимул к движению, его мышцы укрепляются, а игровой компонент обеспечивает положительные эмоции.  Интерактивная песочница является маленькой моделью окружающего мира, в которой ребёнок может «проиграть» и отпустить всё, что его беспокоит. Снимается напряжение и стабилизируется психологическое состояние.

По этой же программе отделение получило психодиагностический комплект Семаго и программно-методический комплекс, оснащенный системой видеобиоуправления МОБИ. Комплект Семаго используется для проведения тестирования и диагностики детей. Комплекс МОБИ включает в себя специальные компьютерные игры, управление которыми производится за счет движений играющих. В области монитора закрепляется видеокамера, которая фиксирует изображение ребенка и его рук со специальными цветными шариками. Сюжеты игр побуждают ребенка многократно совершать направленные и контролируемые движения с постепенным увеличением диапазона, скорости и точности движений. Эмоциональная вовлеченность во время игры позволяет сделать процесс обучения и развития интересным и привлекательным. Комплекс особенно эффективен в работе с детьми с расстройством внимания и гиперактивностью, аутизмом, ДЦП, гипотонией, нарушением тонуса мышц плечевого пояса, осанки, нарушением развития координации.

Светлана Должикова, специалист реабилитационного отделения для детей и подростков с ОВЗ Фроловского центра социального обслуживания населения:

 

 —  У детей, с которыми к нам обращаются родители, разные нарушения развития. Это и нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения слуха или зрения, тяжёлые нарушения речи и задержка психического развития, расстройство аутистического спектра и т.д.  И у каждого ребёнка свой уникальный мир.

Мир особого ребёнка. Какой он? Задумывались ли вы об этом? А ведь эти дети живут рядом. Они существуют в своем отдельном мире, о котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Зачастую они удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно отвергает их, обижает, они же «не такие». На самом деле дети с инвалидностью — реальные люди, имеющие свое лицо и индивидуальность, которые проживают свою уникальную и единственную жизнь. У них тоже есть сердца, они грустят, радуются, улыбаются, мыслят, фантазируют. Они так же, как и все дети, хотят чувствовать любовь, заботу и поддержку от своих родных и окружающих их людей. Обычного здорового ребёнка мы ведь любим и принимаем не за то, что он лучше всех решает задачи по математике и дальше всех кидает мяч. Мы его просто любим и принимаем таким, какой он есть. «Особый» ребёнок ─ это ребёнок прежде всего. И сначала его принимаешь, а уже потом учитываешь его особенности.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Дети с особыми потребностями имеют такое же право на счастливую жизнь, образование, работу. Хотелось бы, чтобы было больше людей и специалистов, понимающих проблемы «особых» детей, готовых в любую минуту прийти им на помощь. А ещё я посоветовала бы всем родителям разговаривать со своими детьми, вместе смотреть передачи по телевизору про детей с ограниченными возможностями. Наши дети способны понять и усвоить гораздо больше, чем мы думаем. И встретив на улице особого ребёнка, ваше дитя не будет испытывать страх или пренебрежение. А играя и общаясь с особенным ребёнком, ваш ребёнок будет лучше понимать окружающий мир, других людей, самого себя, это общение пробудит в нём лучшие человеческие качества.

Материал подготовлен в рамках проекта «Забота».

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*