И лестница воспитывает

Ольга Паньшенскова — о своих корнях, русской болезни и хороших детях

Заглянув в прошлое, я понимаю, это кладезь познания самого себя: кто ты есть на этой земле и зачем живешь. Потому что кровное родство есть нерушимое единство предков и потомков, потому что мы стоим на фундаменте того, что заложили наши деды и прадеды. Мои предки – донские казаки с обеих сторон, прабабушка умерла в 97 лет, пережив войны, революции, оттепели и застои. Она много рассказывала о своей жизни, но в детстве это воспринималось как «преданья старины глубокой». Пережив многое, они не замутили души свои ненавистью и бездуховностью. Воевали, растили детей, много работали, любили свой народ и свою Родину.

Патриотизм. Его можно воспитывать, можно не воспитывать, это культурный код, и он есть в каждом из нас. Место, где ты родился, оно сформировало тебя, и по идее, оно лучшее на свете. Я люблю свой город безусловной любовью: здесь прошло моё детство, я училась у замечательных педагогов в школе № 51, бегала в «музыкалку», занималась спортом. Помню улицу Московскую, когда на ней стояли ещё частные невзрачные домики, а в скверике, где ФОК, высились стены полуразрушенного собора.

Как изменился город сегодня! Кажется, улицы стали просторнее и светлее! У фонтана – стихи, музыка, оживленное общение, дети катаются на самокатах и скейтах… Второе рождение случилось у железнодорожного парка.

Современный писатель и педагог Дмитрий Быков в своей статье «Другой у меня нет» написал: «Родина – место, куда мы всё равно приползем, Родина – средоточие всех наших добродетелей, наместница Бога на земле…». Мы воспринимаем её как данность, как присутствие матери в нашей жизни, но когда теряем связь с Родиной, испытываем тоску. Писатель Виктор Некрасов, будучи в эмиграции, авторитетно констатировал: «Ностальгия – это чисто русская болезнь».

Музей Семьи в школе. Самая близкая история для ребенка – это история его семьи. Что делали предки, чем занимались, как служили Отечеству, что оставили после себя – эти вопросы рано или поздно задает себе каждый человек, чаще всего уже в зрелом возрасте. Нам захотелось поговорить с детьми о семье значительно раньше, показать ее величайшую роль в становлении каждого человека, обратиться к традиционным семейным ценностям, представить ее как единое и неделимое пространство духовной культуры ребенка. Так появился в школе музей Семьи.

Эти нити родства, которые дети ощущают в музее, потом приведут их к пониманию того, что такое честь семьи, традиции, ценности. Они отыщут в себе черты своих победителей-прадедов и обретут духовную мощь от того, что основа их рода добрая и крепкая.

Мы живем на земле Тихого Дона, фамилии наших предков уходят в станицы и хутора Войска Донского. Служилое сословие России корнями своими навечно впаяно в землю русскую. Наши предки воевали, открывали новые земли, хозяйствовали, защищали рубежи Отечества. В каждой семье были свои герои. Благодаря помощи краеведа Рябова Ю.В. учащиеся школы подготовили исследовательские проекты, посвященные героям Первой мировой войны, темой научных конференций стала Октябрьская революция, Гражданская война, история казачьего зарубежья.

В школу пришла наука. Мы восемь лет находимся в сетевом взаимодействии с ВГСПУ (Волгоградский педуниверситет) и 5 лет сотрудничаем с ВГАПО (академия последипломного образования) — сначала как опорно-базовая школа, а затем как инновационная площадка. Нашими гостями в разное время были профессора Рябов С.И., Волчанская Т.В., Гриценко Л.И., Полежаев Д.В., кандидаты педагогических наук Евдокимова Е.С., Кусмарцев М.Б., отец Константин (Зелинский). Третий год подряд Туроверовские чтения проводит у нас в школе профессор филологии Василий Иванович Супрун. Общение с учеными дает возможность услышать другую точку зрения, приобщиться к достижениям педагогической науки, заинтересовать учеников научными проблемами, подтолкнуть к творчеству.

Спектакли. Один из них как раз о казачестве. Он посвящен поэзии казачьего зарубежья. Это абсолютно неисследованная страница творчества наших земляков, оказавшихся вне России после революционных событий. Мы несколько раз показывали его разной аудитории, зимой выступали в Волжском по приглашению Родительского университета. Ребята растерялись, когда на заключительных аккордах спектакля, зал поднялся и аплодировал стоя.

Как звучит душа. В Древней Греции, в Афинах, каждого юношу, будущего воина, учили играть на кифаре (музыкальном инструменте), чтобы развить эмоциональные возможности души. Зачем? Затем, чтобы он стал не бездушной машиной с оружием в руках, а человеком, умеющим отличить добро от зла. Этому учат музыка, поэзия, литература, религия, театр, пение. Поэтому у нас в школе хор мальчиков, театральные постановки, литературные чтения… — ведь это объединяет, дает возможность совместного радостного ощущения общего дела и делает каждого из нас богаче душой и добрее.

Превыше всего уважаю в учениках человеческие качества. Дети выучатся, получат образование, вернутся в родной город… — и в поликлинике, в магазине, в Пенсионном фонде мы встретим результат своего труда – наших учеников.

А дальше всё будет по Макаренко: «Хорошие дети – это наша счастливая старость, плохие дети…».

Антон Семёнович Макаренко – это классика педагогики, он будет всегда. Его учение о коллективе, об общности учеников и учителей, о завтрашней радости, о цели близкой и далекой – это чисто русское явление, идущее от русской общины, соборности, единства. Это наш менталитет, и попытки переформатировать наше сознание по западному образцу не приведут к положительным результатам.

Необычная лестница в школе — как педагогическая поэма Макаренко… Очень хочется, чтобы эти слова стали определяющими в жизни наших детей: «любовь», «достоинство», «воля», «радость», «думай о других»…

Лариса Косьян.