Буран

Когда-то, 30 лет назад, этот космический корабль опередил время…

При его создании было разработано 80 материалов и 600 новых технологий.

К участию в проекте были привлечены более 1200 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств СССР…

15 ноября 1988 года состоялся запуск легенды отечественной космонавтики — космического корабля многоразового использования «Буран». Корабль был выведен на орбиту при помощи ракеты-носителя «Энергия», совершил два витка вокруг Земли и благополучно вернулся обратно. Полет проходил в автоматическом режиме, без экипажа, под управлением бортового компьютера. Первое и единственное в мире приземление космического корабля в режиме автопилота вошло в Книгу рекордов Гиннесса и стало праздником для всей страны, торжеством советской науки. Главными достоинствами системы «Энергия-Буран» были: возможность выводить на орбиту и другие грузы, кроме корабля, «Буран» имел дополнительную манёвренность на случай плохих метеоусловий или нештатных ситуаций. Также на корабле была предусмотрена система экстренного спасения экипажа: на малых высотах в случае аварии кабина с пилотами могла катапультироваться.

Когда готовился к запуску «Буран», на Байконуре служил наш земляк Сергей Сафонов.

— Я причастен к этому событию косвенно – занимался снабжением, — говорит он. — Во время транспортировки «Бурана» на исследовательский комплекс я дотронулся до его крыла. Тут же подошел ко мне гражданский особист и сделал внушение. Помню, как весь город Ленинск (так назывался раньше город Байконур, рядом с которым расположен одноимённый космодром. – Прим. ред.) вышел на улицу, люди забрались на крыши домов, чтобы наблюдать за запуском нового творения.

На днях в Москве собирали всех, кто причастен к запуску «Бурана», среди них был и Сергей Сафонов. По телефонной связи он познакомил нас с одним из тех, кто занимался строительством стартового комплекса под космический корабль «Буран» на Байконуре — ветераном Вооружённых Сил РФ Владимиром Ярыничем:

— Я тогда был командиром части. Строительство стартового комплекса включало 3 эстакады, 3 сектора, 8 этажей и нулевой цикл. Занимались также строительством дороги. Ближе к запуску «Буран» стоял на ракете «Энергия», был каждый день на наших глазах, он стал уже обыденным и привычным для нас: я вешал на него фуражку, солдаты — свои вещи, и каждый шёл заниматься своим делом.

…В день запуска всех, кроме тех, кто непосредственно им занимался, эвакуировали за 25 километров от старта (для безопасности, на случай взрыва — двигатель-то кислородно-водородный, поэтому этого исключать нельзя было). Там были построены запасные блиндажи, траншеи, и мы должны были находиться в укрытии. Но разве можно было прятаться под землёй в такой сенсационный момент? Когда был дан старт, все по пояс вылезли и выглядывали. Переживали! 100 метров прошла ракета и остановилась на месте. «Давай! Давай!» — закричали все. И она снова пошла…

…Когда распался Советский Союз, Байконур остался в Казахстане. При обрушении кровли монтажно-испытательного комплекса в 2002-м году был разрушен «Буран». Такая горькая у него судьба. К сожалению, его полёт был единственным.

К кораблям многоразового использования, таким как был «Буран», возвращаются только сейчас — у американцев это SpaceX, у нас — проект «Федерация».

Лариса Косьян.