Благоговение перед жизнью,

или Немного о педагогике бытия в Международный день защиты детей

С этим человеком стремятся пообщаться многие. Его приглашают на конференции, встречи с детьми и преподавателями. Он частый гость в православной гимназии и в школе №3 нашего города. Священник (настоятель двух храмов в Новониколаевске), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской и Новоаннинской епархии, кандидат педагогических наук, автор книг и статей по педагогике, отец шестерых детей протоиерей Константин Зелинский нашёл в своём плотном графике время и для всех читателей нашей газеты.

— Отец Константин, расскажите, пожалуйста, как воспитывали Вас?

— Я вырос в музыкальной семье. Мама — пианистка, отец очень хорошо пел, хотя по профессии был инженером. Дома всегда звучала музыка. А музыка — это чудодейственное средство привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка развивает тонкость чувств к окружающему миру, к людям. Передо мной и братом был пример прекрасного отношения к людям.

— Как бы Вы сформулировали свои главные принципы воспитания детей?

— Главный принцип — это любовь.

— Каким образом она должна выражаться?

— Во-первых, нужно чувствовать и понимать ребёнка, помогать ему в том, что он не может сам (проявлять заботу), во-вторых, — общение с детьми, радость общения. Да, не всегда получается выделить для этого много времени. Работающий отец в среднем общается с ребёнком 10 минут в день, в основном за обедом или ужином. Но и эти 10 минут очень важны. Общаясь, ребёнок открывает для себя какие-то новые смыслы, обретает в отце близкого человека, друга. Общаться с детьми можно и нужно через книги. Моя матушка (супруга) очень много читала с детьми (сейчас они уже взрослые и читают сами), рассказывала им сказки, многие из которых были придуманы ею для научения хорошим поступкам и понимания мира.

— Есть такое понятие «послушание». Как его добиться?

— Послушание — это очень важно. Но часто его понимают как приказ: я сказал — ты сделал. Послушание же — это когда я вслушиваюсь в душу ребенка и отвечаю на запросы души. А если я вслушиваюсь, то и ребенок слышит меня. Чтобы было послушание, нужно дружить с ребёнком. Дружба — это полное доверие, когда ребёнок может поделиться и своей радостью, и своей печалью. К сожалению, родители чаще не дружат с ребёнком, а ублажают его, например, вручают телефон — лишь бы не мешал.

— Как влияет поведение, образ жизни родителей на детей?

— Духовный закон: что человек созерцает, то он и отражает, а что он отражает, тем и становится. Дети впитывают отношение родителей к тем или иным ситуациям. Когда родители перестают исповедоваться, искажается их взгляд на мир, и этот искажённый взгляд отражается в ребёнке. Но если отец или мать преодолевают в себе какое-то состояние, например отсутствие добродетели, становятся более доброжелательными, благочестивыми, то ребёнок это тоже ощущает, впитывает и отражает.

— В ваших работах есть такие понятия — «педагогика бытия» и «педагогика небытия»…

— Педагогика небытия — это запреты, когда перед ребенком сплошное «нельзя», нельзя чего-то делать. Нередко мы говорим: «нельзя ругаться», «нельзя курить» или «не воруй», «не лги», «не ленись». Вроде бы все верно. По сути, сказано «не будь таким». Однако не сказано и, главное, не показано, каким быть надо. Ничего не предлагают взамен запретов. Педагогика бытия — это педагогика смыслов. Это когда ребёнок осмысляет всё что делает. Когда перед чадом есть пример, есть благочестивый образ, которому можно подражать. Когда у ребёнка есть благоговение перед жизнью как даром Божьим. Где научиться этому благоговению? У родителей. Но есть ли благоговение перед жизнью у отца и матери? В семьях сейчас нередко матерятся. А мат — это ведь проклятие своей жизни. Перестаньте сквернословить, и жизнь, может быть, начнёт налаживаться.

— Праздник 1 июня называется Международный день защиты детей. От чего, на Ваш взгляд, нужно в первую очередь сегодня защищать наших детей?

— От зла, от того, чтобы ребёнок не впитывал зло, не соединился со злом. Для этого и нужна педагогика бытия: творение добра, созидание красоты и познание истины. Как сказал Фазиль Искандер: «Зло может со стороны внезапно войти в человека, и он, не успев опомниться, совершает злодейство. Тогда в чём же он виноват? Он виноват в том, что ему была дана вся жизнь, чтобы не оставлять в душе свободного места для зла. Но он придерживал свободное место, не давая добру заполнить его, и это место в конце концов заняло зло».

— Какие бы Вы выделили главные ошибки современных родителей?

— Потребительство ставится выше ценности духа. Второе — незнание своего ребёнка.

— Чтобы знать своего ребёнка, конечно, нужно проводить с ним время. Отец Константин, когда Ваши дети были маленькими, как Вы проводили время всей семьёй?

— Мы живём в хуторе, у нас 25 соток земли. Работали вместе, возделывали сад, строили земляной бассейн. Огромной радостью для детей было строительство своими руками маленького игрового домика — на фундаменте, с настоящими окнами, крышей. Мы отделали его пластиком. Ходили с детьми в походы к речке (неподалёку от дома), играли там в мяч, в бадминтон.

— Вы учёный. Подозреваю, что все Ваши дети отличники, окончили школу с золотыми медалями.

— Нет. Зачем? Ребёнок не может быть совершенен во всех предметах. В одном, в двух — да. Я лично к медалям отношусь скептически.

— Но ведь для Вас важно, чтобы Ваши дети были образованными людьми?

— Сегодня сдал ЕГЭ — и ты уже образован. Но это не так. Слово «образование» произошло от словосочетания «образ ваяю». Образ Божий в человеке. Знания очень важны и нужны, но они должны быть инструментами нашего взаимоотношения с миром и с людьми, должны служить во благо. Вот два выпускника медицинского института: один идёт в ординатуру, другой — зарабатывать на продаже органов. Как послужат их знания? По-разному, не правда ли?

— Какие бы книги посоветовали читать родителям вместе с детьми?

— Есть много книг – всех не перечесть. Ищите добрые, где имеются образы чести, достоинства, мужества, правды, милосердия, жертвенности, доброты. Я бы посоветовал родителям читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, прочитайте «Маленького принца», «Хроники Нарнии» (читая детские книги, мы становимся добрее) и всегда молитесь за своих сыновей и дочерей, чтобы они выросли в меру Человека.

Беседовала Лариса Косьян.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*