Жить до трёхсот,

или Что считает важным и хранит в памяти старый казак Василий Кудряшов

…Фролово вошёл в мою судьбу в 1942 году. Он принял нас, бежавших от войны. С мамой и бабушкой мы из хутора Вилтов Иловлинского района приехали к маминой сестре. Водителя попутной полуторки мама уговорила довезти сундук да кровать. Корову вели своим ходом. За неё мы потом флигелёк себе купили. Был июнь. Город ещё не тронут бомбёжками. А через месяц война дошла и сюда.

Сигнал предупреждал, что летят самолёты. На месте перекидного моста через железную дорогу было бомбоубежище. При очередном сигнале туда сбежались сцепщики, слесари, кондукторы депо, и в него попал снаряд… Погибших захоронили в братской могиле, что у нынешнего почтамта. Бомбёжки стали ежедневными. Город был весь изранен. Иду по Хлеборобной, Ворошилова (ныне улица 40 лет Октября) — дома горят… По Степной (сейчас улица Строителей) зенитки стоят. Наш флигелёк уцелел — снаряд, упавший в огород, почему-то не разорвался.

В войну я работал в локомотивном депо кочегаром. А что ещё подросток мог? Уголь в топку кидать да коров стеречь. Потом выучился на машиниста подъёмного железнодорожного крана. Железная дорога была стратегически важным объектом, поэтому нам даже выдавали дополнительный паёк. Заступая на смену, мы получали по 150 грамм хлеба, по 20 грамм сахара и табака. Я не курил, и табак отдавал деду-земляку.

Многое позабылось, но как пришла к нам весть о Победе, хорошо помню. Где-то в 4-5 утра прибежала соседка-почтальон, кричит: «Война кончилась!». Мы выскочили на улицу — и смеёмся, и плачем…

Немецкие солдаты были в городе уже после войны — пленные. Они строили вокзал (прежний был разбит при бомбёжке), школу, дома на улице Советской.

Эхом война отозвалась в 60-е годы. На территории локомотивного депо вели земляные работы. Я работал на грейфере, ребята с лопатами. С метр прошли, вдруг лопата стукнула обо что-то железное. Оказалось, бомба.

Мне 90. Говорят, долгожитель. А до 100 лет доживу, наверное, скажут — первобытный человек (смеётся). Читал, что раньше люди жили до трёхсот лет. Надо попробовать.

Как прожить долго? Откуда я знаю!? Молитесь Богу. Всё в его власти.

Не важно, сколько ты живёшь, а важно как.

Кроме работы в Совете стариков казачьего общества «Станица Фроловская», хожу в клуб «Вершины мудрости» Центра социального обслуживания, состою в обществе слепых, в Совете ветеранов-железнодорожников. А что дома сидеть, как бычок в сарае? В люди иду. Наряжусь и иду.

Много лет я пел в хоре Тамары Мартычевой, потом в Зеленовском. Сейчас с концертной деятельностью завязал. (Но для нас всё же исполнил свою любимую песню «За лесом солнце просияло…», а потом ещё — «Как над Доном солнце подымалось…» и «Шёл казак на побывку домой». — Авт.)

Люблю казачью песню. В ней вся наша история, традиции, воля, чувства. В ней вся наша жизнь.

В прошлом году повёз меня сват Дон посмотреть. Стою на берегу, и будто не было прожитых лет – я такой же босоногий малец пред этой великой рекой…

Светлана Базилевская.