Возьмёмся за ум

2021 год объявлен Годом науки и технологий

Маленький пример, как индикатор приоритетов, интересов нашего общества:

Когда уходит из жизни знаменитый актёр, новость передается из уст в уста. А когда прощаются с учёными, узнаём ли мы их имена? Что мы знаем об их достижениях, изобретениях? Если сейчас спросить у молодёжи, кто такая Ольга Бузова или Тимати (не в обиду шоуменам и певцам), наши дети быстро сообразят. А попроси их вспомнить выдающихся российских учёных… Возможно, назовут Менделеева или Ломоносова. А современников?

Подписав Указ о Годе науки и технологий, Президент Владимир Путин отметил, что наши светлые умы заслуживают особого общественного и государственного признания, они идут по непротоптанной дороге, добывают новые знания и передают их молодым поколениям. Он подчеркнул, что речь идет о здравоохранении, образовании, экологии, а также о науке и технологиях, поскольку данные сферы показали всю свою значимость в период пандемии.

В канун нового года мы связались с кандидатом медицинских наук, врачом ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П. В. Мандрыка», выпускником фроловской школы №5 2000-го года Борисом Помогайбо. Борис Вениаминович, как оказалась, в этот день только вышел из «красной зоны» ковидного госпиталя, где проработал 10 часов. Несмотря на усталость, он ответил на наши вопросы.

— Борис Вениаминович, считаете ли актуальным решение Президента объявить Год науки и технологий?

— Я искренне рад, что решением Президента нашей стране «грозит» разворот лицом к науке. Но выделяя это обстоятельство, мы должны провести условную границу между наукой, в которой заинтересовано государство, и наукой в более широком смысле. Без этой демаркационной линии сложно судить о целях и задачах, средствах и методах, проблемах и перспективах науки и не уловить той грани между человеческой страстью к экспериментам и государственной задачей как инструмента его развития. Опираясь на наши знания по истории, мы прекрасно понимаем, что наука для нашей страны – это основа ее социального и технологического прогресса, независимости и успешности. Также нам известно обстоятельство, что наука без государства способна существовать, а вот оно без нее обречено на отсталость и погибель. Таким образом, развитие науки в государстве – это средство борьбы за его существование и процветание, и чем больше внимания будет уделяться науке, тем весомее будет ее вклад в наше благополучие. Но также не стоит забывать о том, что научный мир интернационален, позиция исключительности в научной среде обрекает на изоляцию и деградацию.

— Какие именно научные сферы, по Вашему мнению, нужно развивать в нашей стране?
— Мои научные знания и опыт ограничены определенной отраслью, в частности, медициной. За пределами этой области мои суждения в любом случае будут выглядеть поверхностными, ведь, к примеру, сложно оценивать перспективы развития изучения гравитационных волн, погрузившись в лекции по теологии. Поэтому естественно, что мне бы хотелось развития медицинской науки, и в ней есть что развивать.

— Как заинтересовать молодежь наукой? Кто и как заинтересовал Вас?
— Заинтересовать человека может только человек, ну, может быть, книга, в крайнем случае. Поэтому при таком ранжировании я бы поставил на первое место педагогов и преподавателей, их активность и открытость. Для каждого современного ученого собственный научный путь – это продолжение пути его научного руководителя. Я в этом плане не исключение. Благодарен судьбе за труд моих педагогов средней школы №20/5 г. Фролово, профессорско-преподавательского состава Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и работу со своим научным руководителем профессором, доктором медицинских наук А. Е. Филипповым.

— Как Вы думаете, почему происходит утечка мозгов, молодые ученые уезжают из России?
— В этом вопросе нужно разбирать каждый конкретный случай, и нельзя не отметить тот факт, что в науке важно сохранять определенную степень свободы мысли, независимости и неуверенности в конечном результате. Ничего особенного со времен Декарта в науке не изменилось. Не каждому по душе попытки управлять наукой в виде «палочной» системы, основанной на авторитаризме, бюрократии и зависимости выделения ресурсов от ненаучных обстоятельств, которые не решают никаких задач, плодя плагиат, схоластику и депонирование примитивизма.

— Какие исследования проводили Вы, как ученый? Над чем работаете сегодня?

— В последние годы мне повезло участвовать в развитии национального регистра больных семейной гиперхолестеринемией (аномальное повышение уровня холестерина в крови – прим. Ред.) (регистр «Ренессанс»), позволяющего совершенствовать диагностику и лечение данного заболевания в нашей стране. Его своевременная диагностика и оптимальное лечение позволяют эффективно противостоять негативному прогнозу, продлевая десятилетия жизни пациента без фатальных событий.

…Редакции удалось связаться и с космосом. Выпускник школы №3 1996-го года Ефим Филин сегодня — заместитель начальника управления Центрального научно-исследовательского института воздушно-космических сил, подполковник, кандидат технических наук, доцент. Он сказал о востребованности сегодня и в будущем технических дисциплин:

— 21 век – это век ЦИФРЫ, и можно с уверенностью сказать, что будущее за открытиями в математике, физике, информатике. Возрастает роль междисциплинарных локальных дисциплин.  Их взаимодействие сегодня называется системным проектированием и программированием.  Это междисциплинарная методология построения интеллектуальных сред, предназначенных для решения задач исследования и проектирования сложных объектов (систем, процессов) разной физической природы компьютерными средствами и при активном участии людей. Это современное направление в науке, производстве, пожалуй, в любой сфере жизни общества.

 

…Каждая школа нашего города может гордиться выпускниками, которые внесли огромный вклад в отечественную науку. Вот несколько имён, но каких!

Легендарный конструктор Воронежского механического завода Виктор Биркин – выпускник школы №5.  Более 36 лет своей жизни Виктор Иванович посвятил созданию жидкостных ракетных двигателей. Он лауреат Государственной премии СССР.

Выпускник этой же школы (тремя годами младше) Николай Аксёнов — автор научных трудов и изобретений в области оборонной промышленности, обладатель двух Государственных премий СССР.

Выпускник школы №6 Михаил Лермонтов — доктор культурологии, кандидат технических наук, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», советник министра культуры РФ, награждён Правительственными премиями РФ за вклад в развитие отечественной культуры.

Выпускник школы №1, Почётный гражданин города Фролово – бывший профессор Московского авиационного института Геннадий Фетисов много лет готовил кадры высшей квалификации по специальностям «Авиастроение», «Биотехнические системы и технологии», проводил научные разработки в области инженерных технологий в медицине, автор учебников для вузов инженерно-технического профиля.

В новом году героями рубрик «Персона» в нашей газете обязательно будут наши земляки-учёные. Очень хочется, чтобы их примеры вдохновляли нашу молодёжь, чтобы возрастал для неё престиж знаний. Новый год – повод браться за ум!

Лариса Косьян.

 

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*