Пиджак к пуговице

Геннадий Долгов работал на сталелитейном заводе с 1963 по 1990 годы – директором строящегося завода, главным инженером в период пуска первых мощностей, главным металлургом, заместителем директора по капстроительству. Ветеран труда. Награждён нагрудным знаком «Изобретатель и рационализатор СССР».

 5 июля 1970 года Фроловский сталелитейный завод отправил первую готовую продукцию – 1380 звеньев гусеницы трактора ДТ-75

Строительство завода началось в 1964 году. Первый колышек на стройплощадке забили Геннадий Долгов, назначенный директором завода в период реконструкции и предпусковых работ, и Евгений Мищенко, архитектор района.

Геннадий Сергеевич вспоминает, как всё начиналось:

— В начале 1960-х бурно развивалось сельское хозяйство, требовалась сельхозтехника. Волгоградский тракторный завод наращивал выпуск тракторов, но не хватало площадей, и механическую обработку катков перебросили на фроловский завод тракторных запасных частей. Это был первый шаг к строительству стальзавода.

Реконструировать имеющиеся цеха легче, чем построить, и было принято решение строить завод по выпуску катков и звеньев гусеницы трактора на базе имеющегося. На деле же был цех по мехобработке катка, и вот к этой «пуговице» мы должны были пришить «пиджак». Вокруг голая степь, и здесь на 30 гектарах нам предстояло построить завод. Кроме производственных корпусов нужны были электроподстанция (литейное производство требует большого количества электроэнергии), подъездные железнодорожные пути (сырьё для производства — металлолом), система отопления. Нужна была вода, в то время её в городе было мало, — надо строить водозабор и очистные сооружения. Инфраструктура была заложена большей мощностью – с учётом нужд города.

Восемнадцать строительно-монтажных организаций принимали участие в возведении завода. Среди первых строителей были Евгений Иванович Матушкин, Станислав Петрович Попов и работники отдела капстроительства завода Лилия Михайловна Воронина, Надежда Леонтьевна Глинченко, Любовь Владимировна Курина, бессменный начальник отдела Сергей Гаврилович Ржавский и многие другие.

Директором после приёма в эксплуатацию первых мощностей завода в 1969 году назначен Владимир Викторович Гринер. Началось оснащение новых корпусов промышленным оборудованием. Помню, как доставляли трансформатор на электроподстанцию. Его, тридцатитонный, привезли по железной дороге на специальной платформе. А как доставить на завод — железнодорожную ветку до него построили, но ещё не приняли… Выгрузили, сидели, думали-думали… Трансформатор на катках, размер подходит под железнодорожный путь, и решили: пусть своим ходом идёт. Поставили на рельсы и потащили тепловозом. И таких моментов, когда доставка и установка уникального оборудования требовали нестандартных решений, было много. Отмечу, что оснащался завод самым современным на тот период оборудованием. Например, такая же автоматическая литейная линия была ещё только на Харьковском тракторном заводе. У нас их смонтировали сразу четыре. Потом были пятая и шестая.

Кадры начали готовить ещё когда шло строительство. Производство специфическое, в городе не было ни литейщиков, ни механиков, и первые сто человек поехали на обучение на Чебоксарский, Харьковский, Купянский заводы.

Параллельно стали усиленно строить жильё, чтобы привлечь на завод специалистов. В смете на строительство завода была специальная строка на строительство жилых домов, детских садов, учреждений здравоохранения. Так в городе появились более 30 многоквартирных домов (первые — по улицам Фроловской и Революционной), пять детсадов, хирургический корпус ЦРБ, здание санэпидстанции, заводской профилакторий, четыре общежития, машиностроительный техникум, производственно-техническое училище строительных профессий…

Первую плавку готовили сталевары В.Никифоров, А.Лучанкин, В.Павлов, проводили Р.Газеев и М.Стечанцев. 13 апреля 1970 года электропечь №5 выдала фроловскую сталь! Обстановка на заводе соответствовала торжеству момента – речи руководителей города, Волгоградского тракторного завода, бутылка шампанского о корпус печи, радость…

В те годы был большой трудовой подъём. Помню, в стальцехе оставалось уложить пол чугунной плиткой, а к цеху не подъехать — нет дороги из-за весеннего паводка. Водитель Виктор Щербаков рискнул — в сопровождении трактора «Беларусь» он сделал 5 рейсов, доставив 100 плиток. Многие рабочие перевыполняли личные планы на 20-30 процентов. Рационализаторские предложения Владимира Сабаева, Владимира Цая, Виктора Сапухина, Александра Медведева, Николая Черячукина, Ивана Володина позволяли модернизировать производство, получая при этом экономическую выгоду, улучшая условия труда. ИТРовцы работали как минимум по 18 часов — планёрка в семь утра и в семь вечера, потом ещё в девять. Работали на износ, гордясь своей причастностью к такому большому делу.

Продукция завода пошла по всему Советскому Союзу — в Белоруссию, Прибалтику, Среднюю Азию, на Украину, Дальний Восток, Кавказ… Позднее — и на экспорт.

…Прошло 50 лет. Инициативная группа стальзаводчан обратилась в администрацию города с предложением увековечить память о сталелитейном заводе — создать на территории города сквер Сталелитейщиков. Нас поддержали. Сейчас ведутся работы по обустройству сквера на улице Фроловской. Здесь будет установлена скульптура сталевара, проложены аллеи, установлены скамейки, посажены деревья. Готовится к изданию книга о стальзаводе — она состоит из воспоминаний заводчан, строивших его, развивавших, добывавших ему трудовую славу.

Светлана Базилевская.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*