Шпиль над городом

В 2012 году вокзал был капитально отремонтирован и приобрёл нежный фисташковый цвет.

Символично, что в год 160-летия Фролово юбилей отмечает и главная его достопримечательность – здание железнодорожного вокзала станции Арчеда. Ему исполняется 70 лет.

Судьба нашего города неразрывно связана с железной дорогой. Её появление в конце ХIХ века придало импульс развитию небольшого казачьего хутора.

В 1868 году император Александр II санкционировал возведение железной дороги, которая должна была соединить Юг России с её центральными районами. Масштабное строительство стальной магистрали от Борисоглебска до Царицына (тогда уездного города Саратовской губернии) началось уже в следующем 1869 году и велось быстрыми темпами. На маршруте было запроектировано 28 станций, одна из которых должна была располагаться неподалёку от хутора Лыжинского (он же Фролов).

Новая станция, которую, по всей видимости, строили безземельные крестьяне, получила названия Михайло-Чертково (в честь наказного атамана Войска Донского Михаила Черткова), а в 1875 году её переименовали в Арчеду, по названию близлежащей реки. На станции возвели простенькое деревянное здание депо и водокачку.

Старый вокзал ст. Арчеда разрушен во время войны (фото из фондов городского краеведческого музея).

Регулярное движение пассажирских поездов на участке Филоново-Царицын началось 25 июля 1871 года. Жители окрестных хуторов называли железную дорогу «чугункой», а паровоз – «огнедышащим чудовищем».

В 1872 году на нашей станции построили здание вокзала. Оно располагалось примерно там, где сейчас вторая платформа. Известно, что в одноэтажном строении из красного кирпича с большими окнами имелись фельдшерский пункт и небольшой ресторан. Сама станция находилась в то время за хутором Фроловым. Однако постепенно, с ростом хутора, напротив вокзала образовался огромный пустырь, на котором шла бойкая торговля. В те годы эту площадь именовали Сенной, а ныне она известна как Привокзальная. Товарные купеческие лавки и магазины стояли в несколько рядов и тянулись по линии ул. Народной к южному переезду.

Ровно 70 лет просуществовало старое здание вокзала. В 1942 году во время бомбардировок немецкой авиацией оно было разрушено.

В первые послевоенные годы Фролово не имел своего вокзала. Разработка проекта нового здания была поручена известному архитектору, автору Волгоградского ж/д вокзала, Самуилу Брискину.

К сожалению, точно не известно, когда началось строительство вокзала. Старожилы помнят, что немецкие военнопленные выполняли черновые работы по очистке территории. В строительстве самого здания участвовали и многие фроловчане.

Осенью 1949 года новый ж/д вокзал был введен в эксплуатацию и в скором времени принял первых пассажиров.

Одно из первых фото нового вокзала, весна 1950 г. (из фондов городского краеведческого музея).

Двухэтажное здание вокзала построено в стиле сталинского ампира – выглядит помпезно и величественно. В оформлении использованы знамёна, звёзды. В композиции есть криволинейные очертания помещений, оконных и дверных проёмов, колонны, карнизы, пилястры, капители. Главное украшение – величественный купол над центральным залом, который венчает многометровый шпиль.

С первых же дней новый вокзал стал главной достопримечательностью города, на фоне которой фроловчане тех лет любили делать фотографии на память.

В 2012 году здание вокзала было капитально отремонтировано и приобрело нежный фисташковый цвет.

Сегодня это замечательное архитектурное сооружение сохраняет статус одного из красивейших вокзалов всей Приволжской железной дороги, является памятником архитектуры.

Сергей Коробкин, автор группы «Фролово: страницы истории» в соцсетях.

P.S. В материале использована информация из книг Н. Ермольева «История Фроловской земли с древнейших времён до 1917 года», Г. Крутовой «Здравствуй, милый город», «Годы созидания. Приволжская железная дорога. 140 лет в документах. Том 1» (авт. Г. Нелипа, А. Фирсов, С. Гришин, Л. Елашова) и с сайта городской администрации.

 

1 Kомментарий

  1. А шпиль ведь хотели убрать. Однако его отстоял архитектор города.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*