Герои стальных магистралей

 

Высшая степень отличия за труд – звание Героя Социалистического труда. Его удостоены два фроловчанина – Владимир Желудев и Никита Олейников

 

«Так хочется работать…»

…1942 год. В связи с тяжелой военной обстановкой менялись формы управления железнодорожными перевозками: создавались военно-эксплуатационные отделения (ВОЭ) железной дороги, которые быстро принимали решения по организации движения поездов. Появилось такое отделение по линии Арчеда-Поворино. Оно подчинялось Сталинградскому фронту и действовало до Качалино и на Петровальском направлении. ВОЭ-16 в Арчеде возглавил Владимир Желудев, прибывший во Фролово из Лисок.

 

По имени-отчеству

Владимира Николаевича в любое время можно было застать там, где наиболее тяжелая обстановка. Знал каждого машиниста и кочегара, каждого поездного мастера, большинство рабочих при обращении называл по фамилии или имени-отчеству.

— Он никогда не терялся. Не раз при массированных налетах показывал пример мужества, спасая от огня военные грузы, — вспоминал Павел Евсегнеев, бывший машинист, дважды Почетный железнодорожник.

Только за 10 дней июля на участке Качалино-Филоново было 80 налетов вражеской авиации с участием 570 самолетов, сброшено 2800 авиабомб. Движение было односторонним: друг за другом шли к Сталинграду военные эшелоны, обратно — порожняком. Желудев вместе с другими руководителями организовал кольцевое движение: Поворино –Арчеда – Иловля — Петров Вал – Камышин – Балашов — Поворино. Это позволило увеличить пропускную способность до 40 поездов в сутки. Отпала необходимость в резервных паровозах.

— После бомбёжки мы выходили из укрытия и убирали, что осталось. Тяжелейшую работу выполняли в основном женщины. Если рядом был Желудев, он брался за инструмент и работал как и все, хоть и начальник, — вспоминала Акулина Куркина, ветеран труда, бывшая железнодорожница.

 

Выстояли!

Владимир Желудев был ранен, контужен, но трудовой пост не оставил и продолжал организовывать движение поездов к фронту.

Много новшеств было введено в то опасное для страны время: одностороннее движение — чтобы увеличить пропускную способность; применение пакетного графика движения помогало подводить большое количество порожних вагонов к пунктам погрузки и быстро забирать подвижной состав с мест массовой выгрузки; организовали безотцепочный ремонт подвижного состава; на участках, где скапливалось особенно много поездов, составы сдваивали; применяли «живую» блокировку — вдоль линии в километре друг от друга расставлялась цепочка сигнальщиков, которые, как только освобождался участок, давали машинисту сигнал, что можно следовать дальше — это позволило отправлять поезда «караванами» с интервалами в несколько минут.

Благодаря нестандартным решениям, просчитанному техническому и экономическому риску, героическому труду железнодорожников, магистраль на Сталинград выстояла!

 

В хате с подпорками

Разве в начале века в селе Белый Колодезь Валуйского уезда бывшей Воронежской губернии кто-то мог подумать, какой жизненный путь пройдёт родившийся здесь мальчишка.

— Я родился в семье бедняка. Отец работал кустарем-сапожником, из имущества ничего не имел, кроме убогой хаты, которая стояла только потому, что со всех сторон были подпорки, — писал Владимир Николаевич в автобиографии. —  В 1914 году отца мобилизовали на русско-германскую войну, был тяжело ранен и умер в больнице от ран. Нас у матери осталось шесть детей, я — старший. Не имея никаких средств к существованию вынужден был наняться пастушком к графине Паниной, пять лет батрачил у кулаков. Это было самое тяжелое время моего детства. Работал с апреля по октябрь, зимой ходил в школу. Работал на хозяйских харчах, а при расчете получал 20 пудов хлеба, пиджак, сапоги и шапку.

В 1920 году надобность в батраках отпала, и Владимир перебрался в город Валуйки искать работу. Устроился учеником на телеграф на железной дороге.

С этого момента начинается его трудовая деятельность на железной дороге. Много должностей пройдет мальчик из села Белый Колодезь: дежурный по станции, диспетчер, начальник станции, начальник отделения железной дороги, первый заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги, главный инженер Сталинградского отделения железной дороги.

Был комсомольцем, в 1930 году вступил в партию, закончил Центральную эксплуатационную школу НКПС, служил в Красной Армии. Вернувшись на транспорт, он поддержал стахановское движение, новые методы и приёмы работы. Один из первых был удостоен знака «Почетный железнодорожник» в конце 30-х годов.

Когда началась война, Владимир Николаевич работал начальником Лискинского отделения движения Юго-Восточной дороги. Через Лискинский узел непрерывным потоком двинулись поезда с востока на запад, а вскоре пошли эшелоны и с запада на восток: началась эвакуация заводов, учреждений, населения. Потом был Сталинград.

 

После окончания войны В.Н.Желудева направили на учебу в Московский Железнодорожный институт, назначили начальником Уфимского отделения Куйбышевской железной дороги. В 1950-ом — главным инженером Сталинградского отделения дороги.

В 1960 году по состоянию здоровья Владимир Николаевич ушёл на пенсию. Сказалась контузия — наступила абсолютная слепота. Две операции не помогли. Умер Владимир Николаевич в 1972 году. Похоронен в Волгограде. В автобиографии, написанный его рукой, читаю  «Так хочется работать и быть в коллективе…».

 

Наша справка: Владимир Желудев родился 10 ноября 1903 года. Герой Социалистического Труда, Почетный железнодорожник. Награжден двумя орденами Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Севастополя», « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны».

 

По-прежнему был трудяга

Никита Олейников и родился на железной дороге – в будке путевого обходчика около станции Липки. Начал трудиться с пятнадцати лет ремонтным рабочим на родной станции, потом стрелочником, дежурным по станции.

В годы Великой Отечественной войны станция Липки принимала и пропускала эвакуационные эшелоны, составы с закавказской нефтью, поезда с военной техникой, идущие на Сталинград. Она не была узловой, но также работала с большой интенсивностью. Летом 1942-го станция стала прифронтовой. С июля по январь вражеские самолёты совершили 62 налёта. Железнодорожники оставались на своих постах и в бомбёжки – Сталинград ждал эшелоны. Воинские шли в основном ночью. Дежурный по станции Никита Олейников почти не уходил со станции, и в свободное от дежурства время помогал сменным бригадам принимать и отправлять поезда. Иногда обстановка требовала рассредоточить или задержать поезда перед станцией и там разгружать вагоны, Олейников умело это организовывал. Только в один из дней станция отгрузила 415 вагонов зерна.

 

Июльским днём…

25 июля 1942 года Никита Иванович сдал ночное дежурство. Уже собирался идти домой, как со станции Иловля по телефону сообщили, что из-за Дона летит большая группа немецких самолетов. А на станционных путях находилась сплотка из 6 паровозов, эшелон с автомашинами и пушками, состав с зерном и 13 цистерн с горючим. Неподалеку от станции в выемке было укрыто 35 цистерн с бензином. Ещё до начала бомбёжки удалось отправить на север сплотку паровозов, маневровый паровоз стал вывозить платформы с боевой техникой. Землю сотрясли взрывы… Олейников помогал распределять вагоны, работал за сцепщика, составителя, стрелочника. Надо было срочно отвести подальше цистерны с горючим. Он бросился ко второму посту и вдруг замер: на месте хорошо видимого отсюда укрытия, сделанного им для семьи, клубился дым. Но он заставил себя побежать к паровозу и отвел цистерны.

 

Осиротели

Руками разгребал он землю, похоронившую детей и жену.

Прибрёл домой, на столе ещё не остыл приготовленный женой завтрак…

— Своими глазами видела, как они погибли, — вспоминала жительница Верхних Липок Елена Попова. — Часов в семь утра заслышали тяжелый гул в небе. По звуку мы уж все научились определять, какой самолет летит. Этот был с бомбами — тяжело гудел. Люди побежали в щели (у каждого подальше от дома было выкопано убежище, где скрывались от бомбежек). Жена Никиты Ивановича утром затеяла готовить каныши и старшенького, Алексея, послала на другой конец хутора к дедам за каймаком. А в доме с ней были трое младших – Зина, Ваня и Петя. Услышав страшный вой, она схватила детей и кинулась бежать с ними в укрытие. А бежать-то по голой степи, где все видно как на ладони. Немец усмотрел их, но расстрелять из пулемета не успел, они юркнули в укрытие под землю. Так он облетел круг над станцией, вернулся и сбросил бомбу прямо на это место. Громадная воронка осталась там… Только дочкину косу, перевязанную ленточкой, и нашли.

Мальчонка, который за каймаком пошел, был жив. Остались они с отцом две сиротинушки. Так и мыкали горе вдвоём.

 

Согреть Сталинград

После окончания Сталинградской битвы Никита Олейников продолжал работу на станции. Теперь железнодорожники выполняли ещё одну важную стратегическую задачу: обеспечивали доставку дров в замерзающий Сталинград. Зима 1942 года была суровая.

По воспоминаниям Екатерины Борщевой, уроженки Липок, были вырублены дубовая и часть березовой балки недалеко от станции. Этими работами занимались заключенные, жившие в землянках недалеко от балок. Дрова грузили в составы и отправляли в город.

 

Трудяга

— Человеком он был очень простым, работящим, — вспоминала его односельчанка Елена Попова. — Детей любил, мы были родственниками, и он нашим девчонкам всё какой-то гостинчик норовил дать. Если что помочь нужно — первый откликался. Высокое звание Героя Социалистического Труда его не изменило. Остался таким же добрым, открытым. Только на разные собрания его стали приглашать. Он по-прежнему был трудяга — день и ночь на станции. И за себя, и за товарищей погибших работал, и без продыха, пока немца не изничтожили в Сталинграде.

В мае 1944 года Олейникова назначили начальником станции.

После войны женился на вдове. У него был сын, у неё дочь, ещё родилась девочка. Вновь большая семья. В 1970-е годы им дали квартиру в Волгограде. Никита Иванович ехать особо не хотел — деревенский он, к земле привыкший, к просторам нашим. Семья настояла.

Умер Никита Иванович 1 февраля 1976 года. Похоронен в Кировском районе города Волгограда.

 

Наша справка: Никита Олейников родился 28 мая 1904 года. Герой Социалистического Труда, Почётный железнодорожник. Награждён двумя орденами Ленина и рядом медалей.

 

Анастасия Клецкова,

выпускница школы №3, студентка Волгоградского государственного социально-педагогического университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*